Перейти к содержимому

Наталья Ридель: С какими проблемами у детей надо обращаться к дефектологу

Ридель Наталья Валерьевна, логопед-дефектолог

Дефектология начала развиваться и формироваться как наука в начале ХХ века в связи с необходимостью построения систем специального образования, основу которых составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей.

Несмотря на тот факт, что профессии уже более века, к сожалению, родители и бабушки с дедушками слабо представляют с какими проблемами у детей необходимо обращаться к дефектологу.

Прийти на прием к дефектологу с ребенком надо  с задержкой психоречевого развития (ЗПРР), с  задержкой психического развития (ЗПР), с дискалькуляцией, с аутистическими расстройства, с нарушением слуха, в т.ч. с кохлеарной имплантацией, при полевом поведении.

Теперь остановимся на симптомах вышеперечисленных нарушений.

Задержка психоречевого развития.

Она обычно связана с нетипичной работой центральной нервной системы, что в итоге приводит к изменениям темпов всего психического развития и затрагивает следующие компоненты:

  • память;
  • внимание;
  • мышление;
  • речь;
  • эмоционально-волевую сферу;
  • поведение.

Задержка психоречевого развития не является синонимом умственной отсталости ребенка. Ключевое различие в том, что ЗПРР поддается коррекции и компенсации, в то время как умственная отсталость не исправляется. Сложности могут возникнуть, если не своевременно обратиться к специалисту, т.к. проблемы с речью и когнитивный дефицит имеют стойкую динамику к увеличению.

Синдром ЗПРР определяется врачом (психиатром, неврологом) на основании присутствующих симптомов. После определения вида психоречевой задержки разрабатывается индивидуальный план коррекции, а также возможное направление в специализированный детский сад, школу или группу развития (если речь идет об учреждении комбинированного типа).

Задержка психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов психического развития, вследствие которого когнитивные (познавательные) функции (память, восприятие, внимание, мышление) и эмоционально-волевая сфера ребёнка существенно отстают от принятых возрастных норм.

На сегодняшний день ЗПР не является медицинским диагнозом, а употребляется как психолого-педагогическое понятие описательного характера, не указывающее на причины тех или иных нарушений, а лишь обозначающее имеющиеся у ребёнка проблемы развития. Термин применим только для детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 10 лет). В более старшем возрасте при необходимости ребёнку ставится уже конкретный диагноз.

В раннем детском возрасте задержка психического развития чаще всего не бросается в глаза. Диагноз ЗПР ставится, когда ребёнок достигает 4-5-летнего возраста. Как правило, первыми начинают бить тревогу воспитатели средних и старших групп детских садов, они обращают внимание на то, что ребёнку приходится много раз объяснять одно и то же, его трудно заинтересовать, он много отвлекается и т.п. Часто родители не придают особого значения этим сигналам и не показывают ребёнка специалисту, предполагая, что это проходящие возрастные трудности, которые можно просто «перерасти». В таком случае ЗПР становится гораздо заметней при поступлении ребёнка в школу (из-за проблем с успеваемостью). Ребёнок с трудом усваивает учебный материал; ему интереснее играть (но сюжетно-ролевые игры для него слишком сложны); занятия интеллектуальной деятельностью его не привлекают (от неё он быстро устаёт); он имеет очень ограниченный запас общих знаний и т.п.

Помимо трудностей в обучении у многих детей с ЗПР есть проблемы с дисциплиной. И в саду, и в школе им часто делают замечания за плохое поведение. Дело в том, что таким детям трудно привыкнуть к саду, школе, вообще к коллективу, они сильно тоскуют по дому, им сложно понять, что существуют определённые общепринятые правила поведения и нужно научиться соблюдать их.

Дискалькулия.

В дошкольном возрасте каждый ребенок сталкивается с изучением простой арифметики, которая помогает ему определять время, запоминать числа, считать предметы. В основном дети успешно выполняют такие задания, но есть и те, которые не могут справиться с простейшими примерами.
Задавались ли вы вопросом, почему ваш ребенок плохо считает?
Всегда найдутся люди, которые будут твердить, что ваш ребенок просто ленится и со временем он это перерастет. Но если вы заметили, что он путает цифры и знаки, пишет их задом наперед, не способен считать в уме, в таких случаях необходимо вовремя распознать отклонение и оказать соответствующую помощь.

Аутизм (РАС) относится к нарушениям психического развития, одним из основных симптомов которого является исключение личности из социального взаимодействия.

Первые признаки данного нарушения проявляются в самом раннем возрасте (обычно на первом году жизни) в виде отсутствия ответной улыбки, зрительного контакта. Ребенок часто не откликается на имя (поэтому родители могут думать, что у малыша нарушен слух). В более взрослом возрасте можно заметить, что игры ребенка с аутизмом бедны на сюжеты, стереотипны или почти отсутствуют. Часто у такого ребенка есть четкая избирательность в еде, например, некоторые едят всего 1-2 вида продукта, склонны употреблять исключительно пюреобразную пищу. Помимо избирательности в пищевых привычках могут проявляться такие симптомы, как переедание (ребенок не чувствует насыщения) или, наоборот, отсутствие чувства голода, склонность к ритуалам в еде: есть из определенной посуды, в определенных условиях. Также идет задержка моторного и речевого развития. Ребенок с аутизмом часто начинает ползать, ходить позже сверстников. Отсутствует или позже нормы появляется указательный жест. Речь появляется поздно или может не появиться вообще. В то же время часть детей с аутизмом, даже заговорив поздно, может самостоятельно рано начать читать и писать (иногда раньше, чем говорить). Страдает коммуникативный компонент речи, а в некоторых случаях и понимание обращенной речи. Очень часто специалисты затрудняются разделить диагнозы «алалия» и «аутизм» или пишут в заключении под вопросом оба диагноза именно по причине нарушения речевых центров в мозге и соответствующих особенностей развития. Очень специфично сенсомоторное развитие таких детей ввиду нарушения обработки информации в нервной системе. Например, их до истерики могут доводить некоторые звуки (шум миксера, звук пылесоса и т.д.); ребенок с аутистическим расстройством может бояться каких-то действий, игрушек, купания; не любить какой-то конкретный цвет/рисунок или фактуру материала одежды или мебели. В то же время дети с РАС (расстройством аутистического спектра) могут стремиться к чрезмерной стимуляции в других действиях: любить шуршать фантиками или пакетом, часами качаться на качелях, играть в одну и ту же игру чрезвычайно долго, не желая других занятий, интересоваться одной узкой темой, «подвисать» на ней.

Интеллект у детей с РАС примерно в 70% случаев снижен (умственная отсталость).

Выделяют различные формы аутизма, поэтому используются и разные термины в отношении детей с данными особенностями развития. Специалисты разного профиля (психиатры, неврологи, дефектологи, логопеды, детские психологи) могут употреблять разные термины в рамках своей компетенции и образования.

Нарушение слуха.

В современном мире, к сожалению, постоянно возрастает количество людей, страдающих от нарушения слуха. Причины этого могут быть совершенно разнообразными: вредности, воздействующие на организм матери во время беременности (травмы, тяжелые заболевания, связанные с лечением сильнодействующими препаратами, наркомания), заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте (менингиты, менингоэнцефалиты и некоторые другие), серьезные травмы, а также наследственность (нередко случается и так, что у глухих родителей тоже рождаются дети с нарушениями слуха).

У маленьких детей очень трудно распознать нарушения слуха. Однако внимательная мама всегда заметит, что ребенок не сразу отвечает на зов (или даже вовсе не отвечает). Обеспокоит ее и то, что у ребенка отсутствовало гуление (или в какой-то момент прекратилось), чрезвычайно беден лепет, а речь практически не развивается. Если все эти особенности наблюдаются у Вашего ребёнка, необходимо как можно раньше обратиться к сурдологу.

Сурдолог – это специальный врач, который осуществляет диагностику и лечение нарушений слуха, подбор слуховых аппаратов и их настройку. Именно он констатирует снижение слуха и ставит диагноз.

В большинстве случаев при нарушениях слуха происходит снижение слуховой чувствительности (т. е. человек хуже слышит). Но это снижение может быть различным: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. В этих случаях имеет место тугоухостьПри тугоухости у ребенка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью. Людей с тугоухостью называют слабослышащими.

При больших потерях слуха человек слышит только очень громкие звуки на близком расстоянии. Это классифицируется уже как глухота. Полная глухота встречается крайне редко. Даже при очень большой потере слуха человек слышит громкие низкочастотные звуки (звук барабана, стук в дверь, крик у уха). При глухоте дети самостоятельно овладеть речью не могут.

И вот тут уже никак не обойтись без помощи сурдопедагога. Сурдопедагог – это специалист, который занимается обучением и развитием детей и взрослых с нарушениями слуха. Это глухие и слабослышащие люди со слуховым аппаратом или без него, люди после операции кохлеарной имплантации. В отличие от сурдолога, сурдопедагог – это речевой педагог. Он проводит систематические коррекционные занятия.

У детей даже небольшие потери слуха приводят к задержке речевого развития, поскольку они не позволяют воспринимать и различать тихие звуки речи и части слов. Нарушения слуха приводят к выраженным нарушениям речевого развития, а при отсутствии необходимой помощи — к немоте. Установлено, что патология слуха является прогрессирующей, т.е. она постепенно нарастает.

Систематические занятия по развитию речи с такими детьми помогают свести до минимума негативное влияние дефекта на формирование психики ребенка, и дети даже со значительно сниженным слухом могут посещать детский сад и школу для слышащих детей.

Полевое поведение.

Полевое поведение – это поведение, при котором человек руководствуется исключительно эмоциями, случайными внешними стимулами, при этом уровень произвольности его поступков существенно снижен. Все действия подчинены текущему моменту, а не внутренним правилам, поставленным целям или потребностям. В раннем детском возрасте такая реакция на мир считается нормальной. Но если ребенок старше 3 лет ведет себя, таким образом, это говорит о недоразвитости волевой сферы.

Примерами служат подобные моменты – человек не ориентируется на собственные мотивы (пришел, куда позвали, увлекся тем, что показали, эмоционально вовлекся в провокацию и пр.).

Специалисты говорят о полевом поведении как о характеристике человека во время таких видов обследования, как медицинское (неврологическое, психиатрическое), логопедическое, нейропсихологическое. Полевое поведение свидетельствует о:

  • нарушении или несформированности произвольной регуляции деятельности;
  • сниженном уровне сознания (у взрослых) или его недостаточности (у детей);
  • нарушениях внимания, контроля действий.

Полевое поведение является клинической характеристикой, которая обычно дается либо детям с особенностями развития (алалия, РАС, СДВГ), либо взрослым с органическим повреждением головного мозга (либо имеющим интеллектуальную недостаточность с детства).

Полевое поведение влечет за собой трудности социальной адаптации – ребенку тяжело выполнять социальные требования в группе детей, как в игре со сверстниками, так и на занятиях, например, в детском саду. Впоследствии данное нарушение становится причиной возникновения проблем с усвоением школьной образовательной программы и снижения общего уровня развития.

Мой совет если родители, прочтя эту статью, нашли те или иные симптомы не заниматься самолечением и самостоятельно не пытайтесь   устранять нарушение  у ребенка, а обращайтесь за квалифицированной помощью к специалистам в медицинский центр «Доброе Сердце» (г. Барнаул, ул. Новгородская, 14, тел. , ) к неврологупсихиатру и дефектологу .

 

12.02.2022

Ридель Наталья Валерьевна, дефектолог, детский психолог, логопед,  стаж работы 26 лет