Перейти к содержимому

Наталья Ридель: Причины задержки развития речи у детей

Ридель Наталья Валерьевна, логопед-дефектолог

Мировая статистика свидетельствуют о росте числа детей с задержкой развития речи. Причин этому множество. Ведущей причиной считают физическое и психическое состояние ребенка, перенесенные внутриутробные инфекционные заболевания во время беременности. Подвывих шейных позвонков приводит к дизартрии — нарушению произношения, что связано с ограниченной подвижностью органов речи. При дизартрии может наблюдаться алалия (отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте). В этих случаях нужно обратиться к логопеду и к неврологу. При соблюдении рекомендации врачей серьезных нарушений речи можно избежать.

Беременность матери, роды и первый год жизни ребенка — самые важные периоды в формировании речевого аппарата. Употребление наркотиков, алкоголя и психотропных веществ матерью отражается на формирующейся нервной системе ребенка. Экология и питание также влияют на состояние плода беременной женщины.

Другой важной причиной проблем с речью является отсутствие общения в семье. У родителей нет времени спрашивать разговаривать со своими детьми! Для многих из них гораздо легче купить гаджет или включить мультфильмы. Раньше у детей были обычные игрушки, он играл с ними, если уставал, то плакал и мама чтобы успокоить его и предложить новую игрушку. Сейчас мать включает ребенку телевизор с мультиками или дает ему планшет, а сама продолжить свое дело. Современные родители не знают многих детских песенок, например «Ладушки» или «Сорока», или детские стихи для данного возраста ребенка. Они редко читают детям сказки или поют колыбельные песни. Современные семьи плохо умеют общаться. Современные дети отстают от прошлых поколений. Если раньше считалось, что «гуление» у детей должна наблюдаться через 2–3 месяца, то сейчас это  происходит с 4–5 месяцев. В 5 лет ребенок должен произносить все звуки. Но современные дети этого  часто  достигают лишь в 7 лет.

Некоторые родители самостоятельно без логопедов и дефектологов пытаются работать над дефектами речи своих детей. Этого делать нельзя! Более того не будучи специалистом мать навсегда может навредить ребенку. Будьте внимательны к своему ребенку, если вас что-то беспокоит, лучше перестраховаться и сходить к нескольким специалистам, получить дифференцированное мнение, чем упустить время. Главное - проконсультироваться со специалистом и начать лечение. Ведь чем раньше будет обнаружено нарушение, тем больше вероятность быстрого выздоровления.

Нередко родители начинают бить тревогу непосредственно перед отправкой ребенка в школу. Затем они ищут специалистов, предполагая, что через несколько месяцев они успеют решить все проблемы. Одно дело, когда ребенок не произносит один или два звука — в этом случае достаточно посетить несколько занятий логопеда, а совсем другое — серьезные нарушение речи.

Бывают запущенные случаи. Нарушения речи приводят к трудностям обучения в школе — дизграфиям (нарушениям письма), дислексиям (нарушениям чтения). Многие родители спохватываются только перед школой, а за год провести полноценную коррекцию практически невозможно. В то же время без помощи родителей работа логопеда значительно снижается. Только с помощью родителей ребенок может привыкнуть к правильной речи.

Родители должны забить тревогу, если: − ребенок в возрасте 1 года не произнес в своей речи первые слова; − у ребенка 1,6–2 лет нет простых предложений в речи; − в 2 года ребенок не говорит — нужен невролог, который назначит лечение. Уже в этом возрасте желательно проконсультироваться с логопедом; − в 3–4 года в речи ребенка нет свистящих, он неправильно произносит или искажает их; в 4–5 лет нет шипящих звуков и «л-ль»; к 6 годам нет звуков «р-рь»; − «каша во рту» - ребенок говорит непонятно. Это может быть признаком серьезного нарушения речи, что может привести к задержке развития психических процессов — мышления, памяти, внимания.

Мои советы родителям: − Говорите со своим ребенком! Используйте каждую минуту вместе — утреннее одевание и умывание, время, когда ведете ребенка в сад и обратно. − Слушайте хорошую музыку дома, для овладения речью важно чувство ритма. Пойте вместе со своим ребенком. Когда вы спускаетесь или поднимаетесь по лестнице с ребенком, считайте шаги вместе. − Вспомните про фольклор — потешки, стишки, сказки. Уделите 15 минут обсуждению прочитанного, задайте ребенку вопросы, дайте ему вспомнить содержание рассказа. − Запомните: речь находится на кончиках пальцев. Конструкторы, мозаика, пластилин, пазлы, галстуки — все эти игрушки должны быть у ребенка. Рисование также способствует развитию мысли, воображения и речи. Но правило здесь таково: играйте с детьми. − Детям до 6 лет нельзя смотреть мультфильмы, где герои коверкают речь. Не сюсюкайте с детьми сами, говорите с ними как с взрослыми.

Мой совет не заниматься самолечением и самостоятельно не пытайтесь  самостоятельно устранять нарушение речи у ребенка, а обращайтесь за квалифицированной помощью к специалистам (неврологам, логопедам, дефектологам психологам, психиатрам), в медицинский центр «Доброе Сердце» (г. Барнаул, ул. Новгородская, 14, тел. , ).

09.01.2022

Ридель Наталья Валерьевна, логопед, дефектолог, детский психолог, стаж работы 26 лет